Доля онлайн-продаж в розничном обороте страны выросла до 20%, увеличившись на 4% за год
<85% россиян регулярно совершают покупки в интернете — не реже одного раза в месяц. Такие данные представила консалтинговая компания IBC Real Estate по итогам опроса 1790 респондентов.
Наиболее активными категориями, которые приобретают онлайн, стали продукты питания (76% покупают их несколько раз в месяц) и одежда с обувью (49%). При этом потребительские предпочтения варьируются в зависимости от сегмента: если цифровые каналы доминируют в fashion-ритейле, то в сфере здоровья 39% респондентов принципиально не приобретают товары онлайн, предпочитая офлайн-аптеки.
Лояльность традиционной рознице в категориях «здоровье» и «товары для дома» объясняется спецификой спроса. Так, 19% опрошенных ценят в офлайн-аптеках возможность консультации с фармацевтом, а 35% покупателей строительных материалов и предметов интерьера хотят лично убедиться в качестве товаров.
Россия входит в топ-5 стран по уровню цифровизации розницы, однако динамика роста онлайн-продаж неравномерна. Лидером стал рынок одежды, где оборот маркетплейсов в 2024 году вырос на 86%, тогда как в категории лекарств и БАДов 8% потребителей даже не знают о возможности их онлайн-заказа, сообщают аналитики.
Универсальные платформы, такие какOZON и Wildberries, контролируют 62% продаж в fashion-сегменте и 54% — в электронике, но в premium-сегменте бытовой техники их доля снижается из-за требований к гарантиям подлинности.
Перспективы онлайн-ритейла аналитики связывают с продуктовым направлением и маркетплейсами. Если первый будет развиваться за счет экспансии в регионы, то второй — через мультикатегорийность.
Однако в товарах для дома, электронике и аптечном сегменте рост замедлится: 32% и 45% покупателей соответственно называют гарантии качества главным аргументом в пользу офлайн-покупок.
— Потенциал развития онлайн-торговли в России остается высоким, но отличается в зависимости от сегмента. На сегодняшний день доля онлайн в обороте розничной торговли составляет 20%, увеличившись за последний год на 4 п.п. В перспективе показатель будет увеличиваться, но более медленными темпами, — прогнозирует Екатерина Ногай.
По словам эксперта, ускорение ритма жизни заставляет россиян чаще выбирать цифровые каналы, однако барьеры в виде необходимости консультаций или проверки товаров остаются критичными для части аудитории.
Напомним, что согласно данным аналитиков Data Insight, доля онлайн-продаж через аптечные составила по итогам 2024 года 24%, что на 3% выше, чем годом ранее. При этом доля заказов e-Pharma в заказах рынка e-commerce снизилась в 2024 году на 1% до 3%.
LR
Фото: © Ярославский Максим / Фотобанк Лори