(495) 139-11-01
звоните прямо сейчас

Самая низкая цена в Москве!

Грузовик с рефрижератором
13,6 метров / 20 тонн
Грузовик-рефрижератор 20 тонн в аренду
Стоимость услуги по Москве - 13600 р на 7 часов, далее 1700 р в час
Въезд в ТТК + 1700 р
,
Выезд за МКАД + 43 р/км

"Мы продаем работодателю дни своей жизни. И лучше сделать это подороже"

27 сентября

Дмитрий работал учителем, но решил сменить профессию и стал водителем-международником, чтобы обеспечить семью. Теперь ему приходится неделями работать вдали от дома.  

Сегодня часть белорусских учителей выходит на протесты, другая часть молча делают свою работу, Myfin.by рассказывает историю учителя, ставшего дальнобойщиком, чтобы прокормить свою семью. Нашего собеседника зовут Дмитрий, ему 47 и он дальнобойщик на каденции. Это водитель, который постоянно работает за границей, делает рейсы не заезжая в Беларусь и долго не появляется дома.

Из учителя в дальнобойщики

Расскажи, как ты стал дальнобойщиком?

— Все к этому шло. У меня два диплома о высшем образовании. Оба педагогические. Я, кажется, перепробовал учебные заведения всех отраслей, кроме пенитенциарной системы, и массу других профессий от кочегара до таксиста. Но везде оказалось или совсем не то, или совсем не те деньги. А моя семья за последние годы стала в 2 раза больше. И решить жилищный вопрос с теми средствами, что я зарабатывал здесь никак не получалось. Даже если взять две ставки в школе, факультативы, кружки, замены и пр.

А что такое работать на каденции?

— Стандартная каденция это формула 8/4 или 6/3, т.е. 8 недель ты в машине, потом 4 недели вроде как в отпуске. Но обычно работают дольше, по деньгам это выгоднее и водителю и фирме. 4-6 отпускных дней уходит на дорогу домой и обратно на работу.

Головной офис фирмы обычно находится в Литве или Польше. Но водитель ездит в каком-то другом регионе. У меня почти все маршруты были по Франции, Италии, Испании, Швейцарии, Бельгии, Германии.

Меняют водителей чаще всего микроавтобусом. В каждой компании по-своему. Возвращаешься в Литву, сдаешь дела – это обычно день-два, получаешь на карточку деньги и вроде как в отпуске. Есть фирмы, где все быстрее, потому что вся информация по работе уже в компьютере: пробег, маршруты, расход топлива, денег с рабочей карты и пр.

Водителей сейчас нехватка во всех странах, объемы перевозок растут. Очень большие автопотоки. Постоянно строят, расширяют, ремонтируют дороги.

Будь всегда начеку, не пей лишнего

Это тяжелая работа?

— Работа нелегкая, непростая, но и ничего сверхъестественного. Будь всегда начеку, не пей (лишнего), тщательно выполняй свои обязанности. Помни, что мы чужие люди в чужой стране. Опасностей предостаточно, попасть в неприятности можно на ровном месте. Отключать мозг нельзя ни в какую минуту.

Твои мотивы ясны. А кто вообще идет на эту работу?

— Кажется, все уже тут. Кто ушел из органов, кто из заводоуправления: учителя, каменщики, ИП-шники, фрезеровщики, МЧС-ники, молодежь после трех месяцев работы в ЯндексТакси.

Почему? Ответ один – деньги. Точнее их количество. Это рынок, мы продаем работодателю дни своей жизни. И лучше уж продать их подороже.

Зарплата – от 1500 евро

А есть за что страдать, сколько и как платят? Совпадают ли обещания с реальностью?

— Работа оплачивается по суткам, от 50 до 80 евро, в зависимости от маршрутов и политики транспортной компании. Некоторые стараются недоплатить водителю под разными предлогами, вычесть, оштрафовать и т.д., но не все фирмы такие.

Иногда требуют работать с нарушением скоростного режима, ПДД, режима труда и отдыха. Правда, зафиксированное нарушение – это уже проблема водителя.

Имеет значение состояние машины и дороги. Одно дело – пролететь 700 км по платному автобану, другое – 350 ехать по проселкам ради экономии для менеджера. Только перерасход топлива в этом случае ложится на водителя.

Оценить компанию можно всего по одному критерию. Спросить, много ли у них местных водителей. Вот такая лакмусовая бумажка. Обманывать сограждан в Европе невыгодно.

Водители европейцы получают значительно больше, от 120 евро сутки. В Скандинавии и до 250, говорят. Но только граждане ЕС. В Америке – 5-8 тысяч долларов в месяц, но охотно берут тоже граждан ЕС.

По опыту скажу, что всем довольны единицы. Большинство поработавших несколько лет говорят, что планируют завязывать, что хотят «быть дома и видеть, как растут твои дети». И тут же добавляют, что «достойной работы на Родине нет».

На еду в Европе уходит 200-300 евро. Дешевле чем в Минске

А как с бытовыми вопросами? Что дорого, что дешево, что стоит везти сюда?

— С питанием проблем нет. Все стараются закупиться продуктами в Польше, там дешевле всего. В кабине есть холодильник. Готовить можно на переносной газовой плитке, вполне себе удобно.

Табак и кофе берут в Бельгии и Люксембурге (1 кг кофе в зернах 5-6 евро), в других странах дороже. На севере Скандинавии пачка сигарет стоит 20 евро.

Качество продуктов разное. Есть колбаса – просто картон с пропиткой глутаматом и красителями. Но когда на упаковке сосисок флаг Германии – берите смело, не пожалеете!

Молочные продукты шикарные. Сыры, йогурты – вот где можно отвести душу. У нас йогурт той же марки похож на просроченный фруктовый кефир. Йогурты от 3 евро за кг, что тоже дешево. Шоколад выше всяких похвал. Королевские креветки 5 евро за 1 кг, наивкуснейшие макароны от сеньора Барилла дешевле, чем в Минске.

К слову, там нет разбойничье-грабительских упаковок риса по 700-900 грамм – везде полновесный килограмм. И молоко не 930 мл, а 1 литр.

В магазинах бывают дегустации. Однажды в Люксембурге в субботу попал на дегустацию вин, по 25-30 евро бутылка. Это было незабываемое 3-летнее Бордо пяти видов! Но вин лучше, чем в Испании, не встречал.

И все это вполне себе доступно по ценам, водитель может прекрасно питаться на 200-300 евро в месяц. При зарплате в 1500-2000 евро не чувствуется.

Промтовары бывают интересными по цене. Красивая женская куртка из экокожи – 50 евро в бутике. Хорошие спортивные рюкзачки привез детям по 5 евро, себе посолиднее за 17. Рубашки-джинсы на сейлах есть от 5 евро. В целом их магазины превосходят не ценой, а качеством, но не все конечно.

Везти оттуда много, на мой взгляд, особого смысла нет, за редким исключением. Почти все продается и у нас, а на акции по скидке бывает и дешевле. Потому на вопрос, что привезти, жена всегда отвечает: «Тут все куплю, вези нам деньги!».

Наших людей в Европе видно по затравленному взгляду

Были яркие впечатления о людях и странах?

— Первое впечатление было как раз не от них, а от нашего сравнения с ними. Я работал в настоящей Западной Европе, где ничего «советского» нет, и не было. Сразу заметил, насколько у наших затравленный взгляд – «военная хроника, освобождение узников концлагерей». Увидишь такое выражение на любом паркинге – знай, соотечественник.

Европейцы наоборот – улыбнутся и, кстати, совсем не «резиново», но искренне, пропустят, выехать помогут, рукой помашут. Бывало, особенно в глубинке, незнакомые люди кофе нальют, угостят чем-то, и не присматриваются к тебе и подвоха не ждут, и вещи не прячут.

Что, все хорошие?

— Нет, там тоже есть и разные люди, и разное отношение. Мне лично как-то было неприятно в Западной Германии. Очень строгие порядки, местные будто в масках, ненависть под безразличием. На одном производстве видел самую настоящую ведьму из сказок Ромма: лицо из дерева, глаза злые, фразы резкие, как из пулемета, ну опять советское кино, только про войну.

Кстати про войну. Ты знаешь, где я срочную служил, войска особого назначения. Психологическая накрутка была еще та: «Если Родина прикажет – мы мир поставим на колени!».

Но когда я сам увидел этот мир, красоту природы, везде разную, семьи с детьми – понял, что не хочу никого ставить на колени. Что никакие они не империалисты, а очень даже приятные люди: добродушные и не хамящие на дорогах. И никто не хочет меня убить, поработить, эксплуатировать. 

Обычные люди везде одинаково хотят спокойно жить и радоваться жизни. И все имеют на это право.

Мысли остаться не было

А как же мнение, что там «мужиков нормальных давно нет, бабы страшные»?

— Мужиков в женском и агрессивных феминисток я лично не видел. И женщинам дверь придержать не боялся, и «мерси» в ответ слышал. Женщины у нас и вправду красивее, там все неяркие, серенькие. Но комплименты принимают, смущенно улыбаются.

И потом – каждый, что ищет, то и находит, как свинья грязь. Я за первую каденцию посмотрел, дворцов, музеев, памятников больше, чем за всю жизнь в Беларуси, а вот проституток не встречал и траву не покупал. Хотя все это точно есть.

Выходит, люди хорошие и работают хорошо, ну а как, по-твоему, насколько лучше они живут? Или не лучше?

— А люди там живут не лучше и не хуже нашего, просто совсем по-другому. Внешне все по-разному, уравниловки нет. Кто-то в маленьких домиках 18 века, кто-то в многоэтажках вроде наших общаг. По вкусу и доходу.

Из того что я видел, могу сказать, что даже в Швейцарии не все банкиры, но практически везде труженики. Я не знаю зарплату водителя погрузчика или девочки в офисе во Франции. Но почему-то кажется, что работяга – он везде работяга, что на мебельной фабрике в Италии, что на «Пинскдреве».

Кредиты на жилье по-нашему супер-льготные, бери ипотеку на сколько угодно лет, но ее может еще твои дети будут платить, потому что там курсы не обваливаются, инфляция меньше процента. Говорят, трудно при разводах, могут заставить бывшую супругу содержать в каких-то случаях, и вообще – обеспечить семье тот же уровень жизни. Трижды подумаешь перед официальным браком.

Но изнутри не видел я их жизнь, только разные кусочки в разных странах. Мысли остаться не было.

Работают больше, чем у нас, техника безопасности – не пустой звук

Кстати, про тружеников. Как там принято работать? С чем ты непосредственно сталкивался?

— Мне показалось, что работают больше, чем у нас. На работу приезжают в 6-45, в 7 утра уже начинают погрузку. Перерыв, как правило, с 12 до 14. Ездят на обед. На юге Европы это необходимо, очень жарко.

К обязанностям всегда внимательны, техника безопасности – не пустой звук, никакого «авось», все по инструкции, к водителям доброжелательны. Опять же, везде по-разному. Где без жилета специального пустят на территорию, а где без каски, очков и спецобуви даже в офис не пройдешь.

Было бы проще, если бы хорошо знал языки. Но по работе можно справиться без переводчика, почти на всех объектах есть русскоговорящие или хорошо понимающие: поляки, болгары.

Выходит, зарабатывать надо там, а жить лучше тут? А как поступать с заработанным?

— У меня лично излишков нет. Все на стройку и текущие расходы. В последние годы часть денег тратил на золото. Нет, не в слитках, а в украшениях. Думаю, не проиграл. Сейчас девочкам радость, потом можно внучкам подарить. Это и есть та самая тихая гавань без валютных штормов.

Про других не скажу, но заметил, что очень немногие рождены для дальнобоя. Большинство пришли с какой-то целью. Например, рассчитывают поработать 3-5 лет, чтобы купить жилье, машину.

Некоторые пытаются наладить бизнес здесь. Покупают что-то подержанное и занимаются извозом. Лично я «миллионеров от каденции» не видел. Может еще появятся, это ведь недавно стало массовым.

Хочешь добавить что-то на прощание?

— Верю, что при желании, терпении и, конечно, удаче, можно своего добиться. А жить мне хочется дома. «Дзе нарадзiyся, там i згадзiycя!» Счастья всем!

Фото из архива Дмитрия

Игорь Смирнов
-----
Оставьте комментарий

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.